(812) 490-76-90, 314-12-75 Skype Me™!
(пусто)
 

Санкт-Петербург, Большая Подьяческая, д.8

Каталог

Блог / Новости

Голосование

Как Вы попали на сайт invamarket.ru

Продукты по категориям:

Блог / Новости RSS 2.0

Советы по подбору и использованию кресел-колясок

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДБОРУ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРЕСЕЛ-КОЛЯСОК

Антонова Л.В.

Врач ЛФК и спортивной  медицины, эрготерапевт

компания «Отто Бокк»

 


В последние годы в России прилагаются серьезные усилия по улучшению качества жизни людей с инвалидностью: реализуется программа “Доступная среда”, в апреле 2012

 года была ратифицирована “Конвенция по правам инвалидов”. В этих документах уделяется большое внимание созданию условий для всестороннего участия людей с инвалидностью во всех аспектах социальной жизн

и. Неотъемлемой частью реализации данных мероприятий является предоставление технических средств реабилитации надлежащего качества, которые соответствуют индивидуальным потребностям каждого человека.

Для многих людей, утративших способность самостоятельно ходить, использование инвалидной коляски может стать единственной возможностью, чтобы продолжать поддер

живать активный образ жизни и сохранять независимость. Правильно подобранное кресло-коляска в соответствии с антропометрическими данными пользователя, его потребностями, с учетом социально-бытовых условий и барьеров окружающей среды, станет залогом успешного, комфортного и безопасного ее использования на протяжении многих лет.

Обеспечение человека с инвалидностью не соответствующим креслом-коляской приводит к пассивности пользователя, к потере его мотивации двигаться, к развитию вторичных ортопедических и соматических проблем, ухудшающих течение основного заболевания.

Кресло-коляска с ручным приводом от обода колеса предназначается как для самостоятельного перемещения людей с ограниченными двигательными возможностями, так и для передижения с помощью сопровождающих внутри помещений или на улице. Основные требования, которым должно соответствовать современное кресло-коляска:


    1. Легкий вес:

Вес кресла-коляски - очень важная как для пользователя, так и для сопровождающего его лица характеристика. Чем тяжелее коляска, тем больше физической энергии человеку необходимо затрачивать для ее перемещения. Транспортировка кресла-коляски с большим весом может быть стать серьезным испытанием для людей со сниженной физической силой. Облегченным считается кресло-коляска весом не более 17 кг.

    2. Разнообразие типоразмеров

Для того, чтобы кресло-коляска могло быть использовано в ограниченных пространствах и проезжать в проемы дверей, ширина его сиденья должна быть как можно уже, но при этом не вызывать сдавливания бедер пользователя. Чем больше выбор типоразмеров ширины сиденья у одной модели кресла-коляски, тем более оптимально можно подобрать ее размер для пользователя. Наиболее распространенные размеры ширины сиденья у взрослых людей от 40.5 до 45 см

    3. Конструкция рамы                       

                         Складная рама                                                                                                                       Фиксированная рама

Существуют  2 типа кресел-колясок: с фиксированной и складной рамой. Складной тип удобен при транспортировке, при движениях по неровной поверхности -  при этом все колеса остаются на земле. Кресло с жесткой рамой создает ощущение большей управляемости и надежности.

   4. Спинка

Прямая спинка рекомендуется для активных пользователей, кому нужна минимальная поддержка с целью стабилизации тела.

Спинка с поясничным изгибом показана для людей с угрозой развития кифоза в грудном отделе позвоночника. Данный тип спинки обеспечивает физиологически удобное и комфортное положение.

Спинка с регулируемым углом наклона необходима в случае имеющихся контрактур в тазобедренных суставах у пользователя, при деформациях позвоночника, например, патологический кифоз. Изменение угла наклона спинки применяется с целью снижения нагрузки на различные отделы позвоночника при длительном использовании кресла-коляски.

Спинка с регулировкой натяжения ремней позволит людям с деформацией позвоночника комфортно сидеть в кресле-коляске.

                                        

Спинка с регулировкой угла наклона                                   Адаптивная спинка

   5. Боковины

Грязезащитные боковины предотвращают попадание одежды между рамой кресла-коляски и колесом во время движения, а также защищают ее от брызг и грязи, поэтому их наличие очень важно при использовании кресла-коляски на улице.

Боковины с подлокотниками предоставляют пользователю возможность удобно располагать руки и поддерживают туловище во время длительного сидения в кресле-коляске.

Боковины с подлокотниками с регулировкой высоты

Боковины с подлокотниками откидные

Наличие подлокотников может ограничивать подъезд пользователя к столу. В этом случае должна быть возможность либо быстро их снять, либо откинуть назад.

Регулировка подлокотников по высоте создает условия для эргономичной посадки и позволяет уменьшать нагрузку на мышцы плечевого пояса во время сидения, а при движении подлокотники можно опустить в самое нижнее положение, чтобы не создавать помеху рукам.

   6.Подножки

Быстросъемные, откидывающиеся подножки дают возможность в случае необходимости поставить ноги на пол и самостоятельно пересесть из коляски. В ситуации, когда подножки не используются по причине ампутации или в ситуации, когда пользователь отталкивается ногами для перемещения, их можно полностью убрать. Данный тип подножек уменьшает габариты коляски во время транспортировки.

Регулировка угла наклона подножки в коленном суставе пользователя делают возможной использование кресла-коляски при контрактурах коленных, тазобедренных суставов, при необходимости обеспечения дренажного положения ног в течение дня.

Подножка с регулировкой угла наклона

Регулировка угла наклона опор для ног должна проводиться при наличии у пользователя контрактур голеностопных суставов с целью снижения болевого синдрома и для комфортного положения стопы.

    7. Изменение положения оси заднего (приводного) колеса по вертикали и горизонтали

Данная функция возможна при наличии в конструкции кресла-коляски многофункционального адаптера, что обеспечивает функциональную, эргономичную посадку пользователя. При помощи данного адаптера производятся такие индивидуальные регулировки как:

1. изменение высоты сиденья спереди и сзади. Таким образом, можно создать наиболее оптимальное и комфортное положение человека в кресле, а также выбрать необходимую высоту от пола, для пересаживания

2. изменение центра тяжести кресла-коляски, а также изменение длины колесной базы в зависимости от имеющихся нарушений и антропометрических особенностей пользователя. Чем в менее активном положении находится приводное колесо (заднее), то есть дальше от передних колес, тем большая устойчивость у коляски от опрокидывания назад, но меньше ее маневренность. 

   8.Колеса

В зависимости от типа колес – литые или надувные, определяется назначение кресла-коляски. Литые колеса легче обслуживать – их не надо накачивать, отсутствует угроза случайно проколоть или порезать. Амортизирующие свойства литых колес очень плохие, поэтому их рекомендуется использовать в домашних условиях.

У пневматических колес хорошая амортизация и поэтому пользователь не будет так сильно чувствовать неровности на дороге, как на литых колесах. Возможность быстро снять задние (приводные) колеса очень важна для человека с инвалидностью, в этом случае есть возможность поменять или отремонтировать проколотое колесо. Транспортировка коляски со снятыми колесами возможна в машине даже с небольшим багажником. 

Быстросъемные оси колес

   9. Модульная конструкция рамы

Возможность установки дополнительных  вспомогательных приспособлений в зависимости от индивидуальных потребностей пользователя и изменяющейся картины болезни: антиопрокидывающие устройства, транзитные колеса, подголовник, фиксирующие ремни и пр.

Антиопрокидыватель

Антиопрокидывающие устройства необходимы в случае угрозы опрокидывания кресла-коляски назад в связи с отсутствием опыта у пользователя, из-за смещения центра тяжести кресла-коляски (например, ампутации выше колена или отклонение спинки), а также, если в окружении большое количество препятствий или холмистая местность.

Транзитные колеса

Транзитные колеса могут потребоваться при транспортировке пользователя в узких пространствах в случае, если кресло-коляска с установленными приводными колесами не может проехать (поезда, самолеты, узкие коридоры и проемы дверей).

Тормоза для сопровждающего лица

Кресло-коляску необходимо оснастить тормозами для сопровождающего лица в случае пассивного перемещения пользователя в кресле-коляске, а также, если он нуждается в обеспечении дополнительных мер безопасности во время спусков и подъемов (крутые пандусы, пересеченная местность).

Подголовник

Должна быть возможность установки подголовника, когда человеку, сидящему в кресле-коляске, сложно удерживать самостоятельно голову (болезнь Паркинсона, рассеянный склероз, черепно-мозговые травмы) или ему требуется снижение нагрузки позвоночник (травмы, мышечные дистрофии)

Привод колес для одной руки

Привод для управления одной рукой может быть показан для пользователей, кто может функционально использовать только одну руку для управления креслом-коляской (инсульт, детский церебральный паралич, ампутации, ревматоидный артрит, травмы).

Поясной ремень

Поясной ремень необходим, когда есть угроза выпадения человека, сидящего в кресле-коляске по причине имеющихся у него нарушений (судорожные состояния, детский церебральный паралич), в окружении большое количество препятствий или осуществляется его перевозка в транспорте.

Оснащение кресла-коляски набором поддерживающих и фиксирующих элементов

В случае, когда у пользователя очень серьезные двигательные нарушения, кресло-коляска должно быть оснащено большим набором поддерживающих и фиксирующих элементов: подголовник, боковые поддержки туловища, тазовый ремень, ремни для фиксации стоп и другие составляющие, чтобы создать стабильную, удобную и безопасную позу во время нахождения в кресле-коляске.

 

Критерии, которые следует учитывать при выборе кресла-коляски

1. Информация о пользователе:

- Вид и степень имеющихся нарушений

- Картина болезни и прогноз состояния (прогрессирование, стабилизация, улучшение)

- Наличие опыта пользования креслом-коляской

- Социальный статус и стиль жизни пользователя (возраст, профессия, работа, семья, увлечения, наличие автомобиля, способ перемещения на дальние расстояния)

2. Информация об окружающей среде и ее барьерах

- Наличие или отсутствие лифта

- Количество ступеней, которые необходимо преодолеть, чтобы выйти на улицу

- Размеры проема дверей

- Ширина коридора

- Наличие порожков

- Качество покрытий, по которым необходимо ездить на кресле-коляске

- Наличие пандуса и угол его наклона

3. Информация о кресле-коляске

- предназначение кресла-коляски: для повседневного использования (только дома, только на улице, и дома и на улице), для занятий спортом, для занятий хобби и т.д.

- размеры и тип кресла-коляски

- технические характеристики и комплектация

 

Проведение измерений для правильного выбора размера кресла-коляски

Все измерения проводятся в кресле-коляске или сидя на стуле с жестким основанием с помощью сантиметровой ленты!

1. Ширина сиденья

Измеряется ширина таза пользователя - расстояние между костными выступами тазобедренных суставов. К полученной величине добавляется 5-7 см.

Если измерения производятся в кресле-коляске, между бедром пользователя и боковиной коляски должна проходить ладонь (вертикально с обеих сторон). При измерениях следует учитывать также возможность использования кресла-коляски в верхней одежде.

2. Глубина сиденья

Измерения производятся при условии, что угол между тазом и бедром пользователя составляет 90 градусов. Определяется расстояние от края ягодицы или от спинки кресла (при условии, что спина плотно прижата) вдоль задней поверхности бедра до подколенной ямки. Затем от полученной величины отнимают 2.5 – 3 см.

        3. Высота спинки

Измерения производят от каркаса сиденья до того уровня спины пользователя, где требуется поддержка. Желательно, чтобы у активных пользователей спинка заканчивалась ниже угла лопатки, чтобы не ограничивать амплитуду движений во время перемещения в кресле-коляске.

4. Высота подножки

Измеряется длина голени пользователя: от пятки или края каблука до подколенной ямки. От полученного результата вычесть толщину подушки.

5. Высота сиденья

Для определения минимально возможной высоты сиденья необходимо к длине голени (см. определение высоты подножки) добавить 5 см. Это обеспечит правильное подсоединение подножки при безопасном зазоре от пола – не менее 5 см.

   6. Высота подлокотников

Необходимо провести измерение от сиденья до локтя, к полученной величине прибавить 2,5 см. На этой высоте устанавливаются подлокотники

Необходимо помнить, что процесс обеспечения не должен прерываться на этапе предоставления кресел-колясок пользователям. Не менее важно проводить обучение правильному применению, транспортировке и хранению, а также предоставлять информацию о системе сервисного обслуживания на время гарантийного и послегарантийного ремонта.

Выполнение вышеперечисленных мероприятий позволит обеспечить людей с инвалидностью креслами-колясками, которые соответствуют функциональным особенностям и потребностям, а также создаст условия для их интеграции в общество и полного участия в социальной жизни страны. 


Яндекс.Метрика
© InvaMarket.
Работает на основе WebAsyst Shop-Script